Как в условиях корпоративного конфликта исполняющий обязанности генерального директора может вести хозяйственную деятельность юридического лица?

Как в условиях корпоративного конфликта исполняющий обязанности генерального директора может вести хозяйственную деятельность юридического лица?

Ответ -
в рамках ограничений, установленных корпоративными документами общества для генерального директора.

Данный вывод согласуется и с судебным актом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2015 N Ф04-20941/2015 по делу N А45-15825/2014 – исполнительный орган общества, действующий в пределах предоставленных ему уставом полномочий, в распорядительном порядке временно возложил исполнение своих обязанностей на иное должностное лицо, данный приказ является достаточным основанием для передачи указанному в нем лицу полномочий единоличного исполнительного органа, включая право на заключение оспариваемого договора, что не противоречит уставу общества и закону.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 27.09.1994 N 29 О проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 17.03.1994 по делу N 15-190 указано, что приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности.

Такой подход, в целом, поддерживается в судебной практике (постановления АС Дальневосточного округа от 05.05.2015 N Ф03-1758/15 и АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2016 N Ф08-9390/15).

Относительно возможности расторжения, заключения и изменения трудовых договоров, отметим, что трудовое законодательство прямо предусматривает право органа юридического лица наделить правами и обязанностями работодателя другое лицо (ст. 20 Трудового кодекса РФ).

Например, если полномочия прежнего генерального директора были легитимны, то он действовал в рамках своей компетенции издав приказ в отношении нового лица.

Таким образом, полномочия заключать, расторгать и изменять трудовые договоры с работниками, издавать приказы о переводе на другую должность, поощрении или наложении дисциплинарных взысканий и т. д. можно возложить на основании приказа генерального директора на какого-либо штатного сотрудника компании. Данный довод подтверждает и судебная практика – например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.05.2012 N 33-6110/2012.

С учетом изученной судебной практики при наличии незавершенного корпоративного конфликта среди участников, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае исполняющий обязанности генерального директора обладает всеми правами единоличного исполнительного органа, в том числе в отношении заключения сделок и исполнения контрактов, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, Уставом, Положением о Генеральном директоре (если оно разрабатывалось), решениями корпоративных органов управления, до назначения в установленном порядке участниками общества постоянно действующего исполнительного органа – генерального директора.