Недостижение целевых показателей

Рейтинг Российской Арбитражной Ассоциации (РАА) – категория Разрешение споров / судебная практика (государственные суды) | Litigation and Dispute Resolution – группа 3 (Устойчивая практика)

Арбитраж

Об авторе статьи. Арбитражный юрист Жуков Алексей – представляю интересы одной публичной оборонной компании в споре по иску Минпромторга на 417 миллионов рублей. Решением суда первой в иске отказано, постановлением суда апелляционной инстанции иск удовлетворен частично, постановлением суда округа дело отправлено на новое рассмотрение. Суд округа, при этом, указал на формальный подход апелляционной инстанции при взыскании средств, что не соответствует правилам выдачи субсидии.

Недостижение целевых показателей

Отдавать ли из-за этого субсидию или нет?

Судебная практика по искам о недостижении показателей у нас в ТГ-канале - тут

Представим классическую ситуацию по Правилам 109 предоставления субсидий:

В рамках исполнения обязательств по договору получателем субсидии в адрес Министерства были представлены комплекты отчетной документации, содержащие справки о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за соответствующие периоды.

По результатам проверки представленных отчетных документов Министерством было выявлено отклонение фактических значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта от плановых 30 % (нарастающим итогом).

В соответствии договором и подпунктом «е» пункта 15 Правил 109 договор подлежит расторжению Министерством в одностороннем порядке в случае фактического недостижения значений всех целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта, предусмотренных  договором, более чем на 30 % плановых значений показателей в течение 2 периодов (нарастающим итогом).

Согласно договора и Правилам, в случае установления Министерством и (или) органами государственного финансового контроля в ходе проверки фактов нарушения порядка, целей и предоставления субсидии, а также расторжения договора, в том числе одностороннего расторжения Министерством, Организация обязана возвратить соответствующие средства в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства и (или) органа государственного финансового контроля.

Далее, как это обычно бывает, по итогам реализации Организацией комплексного проекта в рамках договора, Министерством принято решение расторжении договора в одностороннем порядке и взыскании штрафных санкций.

При заключении договора о предоставлении субсидии стороны руководствуются Бюджетным кодексом РФ, законом о бюджете соответствующего года и постановлением Правительства РФ о предоставлении субсидий.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Однако правило о безвозвратности субсидий не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления.

По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при ее нецелевом использовании.

ВАЖНО: обратите внимание на этапы и сопоставьте факт предоставления субсидии и факт недостижения показателей в этих этапах. Если такой факт есть – деньги дали, а Вы не достигли показателей на этапе где есть финансирование, субсидию нужно будет вернуть.

ВАЖНО: если на этапе недостижения показателей денег не было, а субсидия по более ранним этапам использована по назначению – субсидию возвращать не нужно. По Московскому региону практика обширна, мы прошли через такой суд сами.

С учетом изложенного, требование Министерства о возврате всей субсидии, выплаченной за реализацию ранее принятых Министерством к надлежащему исполнению этапов реализации проекта, по причине недостижения одного показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта –  «Объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, млн.руб.» (этапы, за реализацию которых не предоставляется и не предоставлялась субсидия на возмещение затрат/финансовое обеспечение), не согласуется с тем, что Министерство не оспаривает целевое использование Обществом полученных бюджетных средств.

Таким образом, только так Организация полностью подтвердит использование сумм субсидий по целевому назначению.

Недостижения индикаторов - вопросы?

У Вас есть такой опыт в арбитражных судах?

Да, поэтому мы знаем о чем пишем.

Как установить факт целевого использования субсидии?

Проверка отчетных документов Министерством.Дальнейшее предоставление субсидий, подписание дополнительных соглашений к договору. Положительная проверка Министерства.

Сложно ли судиться по недостижению показателей?

Да, это бюджетные деньги. За них всегда идет хороший судебный спор.

Вы можете нам помочь?

Да. mail@jklaw.ru Консультация бесплатна.