Таможенным законодательством не допускается проведение повторных проверок по фактами, указывающих на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация.

Наши таможенные юристы отмечают, что действующее таможенное законодательство не исключает проведение проверки таможенным органом и осмотра ввезенного оборудования после выпуска товаров.

Из анализа статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон о таможенном регулировании), пунктов 1, 2, 4, 8 статьи 310, статьи 322, пунктов 1, 7 статьи 331, статьи 332 ТК ЕАЭС следует, что таможенная проверка проводится только при наличии на то установленных законом оснований.

Действующим таможенным законодательством не допускается проведение повторных проверок в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация.

Таможенное законодательство предусматривает возможность назначения по итогам применения иных форм таможенного контроля только выездной таможенной проверки.

Исходя из анализа положений статьи 332, пунктов 22, 23, 24, 28 статьи 333 ТК ЕАЭС, статьи 218, пунктов 1, 16, 28 статьи 237 Закона о таможенном регулировании единственным основанием проведения новой таможенной проверки – в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки.

Следовательно, таможня, выбрав форму проведения таможенного контроля, имела законодательно закрепленную возможность получения необходимой информации и сведений от декларанта в рамках выездной таможенной проверки, по результатам выездной таможенной проверки при наличии к тому оснований должна была принять решение в сфере таможенного дела.

Основа нормативного регулирования любой проверки – установление оснований и срока ее проведения.

В соответствии с таможенным законодательством максимальный срок проведения выездной проверки составляет 3 месяца.

Но даже с учетом возможности приостановки этого срока существуют временные ограничения для осуществления таможенными органами контрольных функций.

Есть случаи когда таможенный орган искусственно продлевает предусмотренные законом сроки проведения таможенной проверки путем назначения после выездной – камеральной проверки.

То обстоятельство, что таможня ранее не воспользовалась предоставленным законом правом на приостановление проверки, продление срока ее проведения, и не вынесла решение по результатам проведенного таможенного контроля в форме выездной таможенной проверки, не наделяет ее правом проведения повторной таможенной проверки по тем же основаниям.

Иное противоречит смыслу установления оснований проведения контрольных процедур таможенным органом, сроков проведения таможенных проверок и свидетельствовало бы о возможности таможенных органов проводить таможенную проверку без каких-либо ограничений, в отношении любого лица, без установленных законом оснований, следовательно, о произволе применения административных контрольных процедур на основании решений исключительно административных органов.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таможня может по итогам проведенной и соответствующе оформленной выездной таможенной проверки, в соответствии со статьей 237 Закона о таможенном регулировании, при наличии на то оснований, принять решение в сфере таможенного дела.

Таможня, как орган, проводивший выездную таможенную проверку, не имеет достаточных правовых оснований осуществлять камеральную таможенную проверку в отношении ранее проверенных ею же товаров.

Согласно требованиям ТК ЕАЭС, полномочия таможенного органа определять достаточность форм таможенного контроля не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (безосновательно) осуществлять таможенные проверки.

Отмена решения в порядке ведомственного контроля не требует назначения и проведения новой таможенной проверки.

С учетом изложенного, основан на нормах права вывод о несоблюдении таможней норм и правил проведения мероприятий таможенного контроля, закрепленных в ТК ЕАЭС, о не подтверждении наличия оснований для проведения повторной камеральной проверки.

Следовательно, предписание таможни о проведении таможенного осмотра, выданное в отсутствие каких-либо оснований, свидетельствует о произвольном вмешательстве административного органа в хозяйственную деятельность декларанта в обход действующего законодательства, в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали законные основания и для проведения таможенного осмотра.

Принимая во внимание положения пунктов 1, 2, 5 статьи 330, статьи 322 ТК ЕАЭС, и например установив, что таможней, например неоднократно проводился таможенный осмотр помещений и территорий по адресу декларанта, его склада/производства, как в рамках выездной таможенной проверки, так и вне рамок проверки, таможенный орган не сможет обосновать наличие новых оснований для проведения данной формы таможенного контроля, проверка которых ранее не проводилась. Это в свою очередь свидетельствует о проведении осмотра в целях проведения таможенной экспертизы, назначенной в рамках камеральной проверки, законность проведения которой таможенным органом например не подтверждена.

Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза” (в которое была включена практика Джей энд Кей Лоерз) предусмотрено, что судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

Поскольку презумпция достоверности представленной декларантом информации носит общий характер, таможенные органы также должны исходить из указанной презумпции.

Согласно пункту 9 данного постановления выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.

С учетом изложенного, незаконные действия таможни по проведению камеральной таможенной проверки в отношении декларанта, выразившиеся в направлении уведомления, требования о предоставлении документов, предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, и действия таможни, выразившиеся в осуществлении таможенного осмотра помещений и территории – являются незаконными.

Логотип арбитражных юристов

Related Posts