Списание таможенной задолженности таможенным органом после истечения срока ее принудительного взыскания через суд.


Таможенные юристы – списание таможенной задолженности через суд возможно.


По результатам контроля, начатого после выпуска товаров, например в 2016 году, таможней приняты решения о классификации товаров, ввезенных по декларациям, по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Изменение классификационного кода в сравнении с кодом, указанным в декларациях, повлекло доначисление таможенных платежей, в связи с чем таможня направляет требования об уплате таможенных платежей.

Декларант, полагая, что таможенный орган утратил право на взыскание спорной задолженности в связи с истечением срока ее принудительного взыскания, имеет право обратиться в Федеральную таможенную службу (далее – ФТС России) с жалобой на действия таможни по администрированию денежных средств.
Письмом ФТС России декларанту вероятно будет отказано в рассмотрении жалобы в связи с несоблюдением трехмесячного срока обжалования бездействия таможни и отсутствием заявления о восстановлении пропущенного срока для обжалования.

На основании части 1 статьи 36 Закона N 311-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных отношений (в примере указан 2016 год), любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 311-ФЗ срок подачи жалобы составляет три месяца и исчисляется со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Аналогичные правила в настоящее время предусмотрены частью 1 статьи 285 и пунктом 1 части 1 статьи 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Административный (внесудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов установлен в целях оперативного и эффективного восстановления прав, свобод и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, в связи с чем период реализации права на обжалование не может определяться произвольно.

В частности, как следует из вышеприведенных норм, при определении того, соблюден ли участником внешнеэкономической деятельности срок подачи жалобы, во внимание должен приниматься как момент появления предмета обжалования – соответствующего решения, действий (бездействия) таможенного органа, так и момент возникновения оснований обжалования – нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов участника внешнеэкономической деятельности этим решением, действиями (бездействием).

В данном случае предметом обжалования выступали не требования об уплате таможенных платежей, а действия (бездействие) таможни, которая продолжила учитывать имеющуюся у общества задолженность как подлежащую погашению.

Таким образом, основания для оспаривания действий (бездействия) таможни, связанные администрированием таможенных платежей, в 2016 году у общества отсутствовали.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 160 Закона N 311-ФЗ утрата таможенными органами возможности взыскания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, числящейся за отдельными плательщиками таможенных пошлин, налогов, являлась основанием для признания такой задолженности безнадежной к взысканию в судебном порядке и ее списания таможенным органом.

В настоящее время данное основание списания задолженности также предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 82 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Таким образом, участник внешнеэкономической деятельности, полагающий, что его права и законные интересы нарушены тем фактом, что задолженность по истечении установленного законодательством срока ее принудительного взыскания продолжает учитываться таможенными органами, не лишен права требовать в судебном порядке признания соответствующих сумм задолженности безнадежными к взысканию и списания этой задолженности.

Аналогичная позиция о праве налогоплательщика инициировать судебное разбирательство по вопросу признания задолженности безнадежной к взысканию применительно к сходным положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации сформулирована в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” и носит универсальный характер.

Заявляя требование об исключении спорной задолженности по основанию истечения срока ее принудительного взыскания и нарушения своих прав тем фактом, что данная задолженность продолжает учитываться таможенным органом, общество по сути просило о ее списании как безнадежной к взысканию.

Основываясь на положениях части 1 статьи 49, части 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции”, арбитражный суд принимает решение по тому предмету спора, который сформулирован обратившимся в суд лицом – исходя из заявленных им материально-правовых требований.

При этом в силу части 2 статьи 65, части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, подлежащего применению при разрешении спора, является обязанностью суда. На основании части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд также самостоятельно привлекает соответствующий государственный орган к участию в деле в качестве лица, обязанного отвечать в суде на требование заявителя.

 

22.01.2020 N 305-ЭС19-17000

Логотип арбитражных юристов

Related Posts